Устройство корабля
Главная страница

История корабля

История кораблестроения

Морские памятные даты

Устройство корабля

- Основные типы парусных
   кораблей;

- Устройство корпуса;

- Рангоут;

- Стоячий такелаж;

- Бегучий такелаж;

- Снасти для управления парусами;

- Парусное вооружение;

- Основные размерения парусных
   кораблей;

- Морские узлы;

- Морское флаги России;

- Сигнальные флаги.

Это интересно знать

Контакты

 

 

 

 

Cнасти для управления парусами

 

Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные корабли по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.

Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим примером прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабля - фрегаты, корветы и бриги.

Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхты. 

К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины. 

Парусное вооружение корабля:

I - бом-кливер; II - кливер; III - фор-стеньги-стаксель; IV - фор-стаксель; V - фок - нижний прямоугольный парус на фок-мачте; VI - фор-марсель - второй снизу прямой парус, расположенный на фор-брам-стеньге; VII - фор-брамсель - третий парус, расположенный на фор-брам-стеньге фок-мачты; VIII - фор-бом-брамсель - четвертый парус, расположенный на фор-бом-брам-стеньге; IX - грот-стаксель; X - грот-стеньги-стаксель; XI - грот-брам-стаксель; XII - грот - нижний прямоугольный парус на грот-мачте; XIII - грот-марсель; XIV - грот-брамсель; XV - грот-бом-брамсель; XVI - апсель - косой парус между грот- и бизань-мачтами; XVII - крюйсель - прямой парус; XVIII - крюйс-брамсель; XIX - крюйс-бом-брамсель; XX - бизань - нижний косой парус (косая бизань).

Бегучий такелаж - снасти для управления парусами:

1 - бом-кливер-фал; 2 - бом-кливер-шкот; 3 - кливер-шкот; 4 - фор-стеньга-стаксель-шкот; 5 - фор-стаксель-шкот; 6 - фока-шкот; 7 - фока-галс; 8 - фоковые нок-гордени; 9 - фоковые бык-гордени; 10 - фока-гитовы; 11 - фока-булинь; 12 - фор-марса-гитовы; 13 - фор-марса-булинь; 14 - риф-шкентель талей - конец снасти, основанный между блоками , для подтягивания парусов при взятии рифов; 15 - фор-брам-гитовы; 16 - фор-брам-булинь; 17 - фор-бом-брам-гитовы; 18 - риф-сезни (риф-штерты); 19 - грота-шкот; 20 - грота-галс; 21 - грот-нок-гордень; 22 - грота-бык-гордень; 23 - грота-гитовы; 24 - грота-булинь; 25 - грота-марса-гитовы; 26 - грота-марса-булинь; 27 - грота-брам-гитовы; 28 - грота-брам-булинь; 29 - грота-бом-брам-гитовы; 30 - бизань-гитовы; 31 - крюйсель-гитовы; 32 - крюйсель-булинь; 33 - крюйс-брам-гитовы; 34 - крюйс-брам-булинь; 35 - крюйс-бом-брам-гитовы;

К бегучему такелажу управления парусами относятся фалы, шкоты, галсы, гордени, гитовы и булини.

Фалами называют снасти, при помощи которых поднимают и опускают паруса (кливера и стаксели), флаги и сигналы.

Шкоты служат для управления прямыми (нижними)  и косыми парусами, которые тянут их к корме. Кливера и стаксели имеют по два шкота, проходящих с одной и другой сторон борта или лееров. Эти шкоты делаются обычно двойные. У косых парусов с гиком, где шкотовый угол паруса крепят к ноку гика, для управления парусом служит гика-шкот, прикрепленный к гику.

Шкотовые углы фока и грота тянут помимо шкота галсами, которые предназначают для тяги углов нижних парусов в направлении к носу, противоположно к шкотам. Галсы бывают двойные (и тогда их проводят подобно шкотам) или одинарные. В последнем случае коренной конец галса крепят в шкотовом углу. Грота-галсы протягивают у бортов около фок-мачты, а фока-галсы на баке, через блок на галсе-боканце (коротком рангоутном горизонтальном дереве, выступающем в носу судна с каждого борта для вытягивания наветренного угла фока посредством фока-галса).

Гордени и гитовы служат для подбирания нижних и боковых шкаторин и шкотовых углов при уборке парусов и взятии рифов. 

Булини - снасти, расположенные на боковых шкаторинах внизу прямых парусов, предназначены для растягивания паруса на ветер, чтобы судно могло идти круто к ветру. 

 

 

Designed by Khroni G. ghroni@mail.ru