Это интересно знать
Главная страница

История корабля

История кораблестроения

Устройство корабля

Морские даты

Это интересно знать

- первые исторические плавания

- кругосветные плавания

- пиратство

Контакты

 

 

 

 

Первые исторические плавания

Известно, что египтяне первыми открыли и освоили морские пути вдоль берегов Африки в Пунт — „страну бога" (Сомали, Йемен), откуда на кораблях доставлялись в Египет ароматические смолы. Морские суда они начали использовать еще в XXVIII в. до н. э., однако первым исторически доказанным следует считать плавание в XXVI в. до н. э. при фараоне Сахуре. Экспедиция отправилась на юго-восток из Суэцкого залива и прошла вдоль всего берега Красного моря (около 2000 км), обнаружив архипелаги Суакин и Дахлак. Через открытый ими Баб-эль-Мандебский пролив египтяне впервые вышли в Аденский залив Аравийского моря. В результате этой экспедиции они доставили в Египет черное дерево, мирру и большое количество электрума (золото с примесью серебра). Затем торговые связи с Пунтом становятся более регулярными. Египтяне установили, что удобнее выходить не из узкого и опасного Суэцкого залива, а из одного из пунктов на берегу Красного моря, плавание надо начинать в нюне, когда дуют попутные северо-западные ветры, а возвращаться — осенью при юго-восточных ветрах. Плавание обычно длилось 2—3 месяца, но часть пути приходилось идти на веслах. 

На стене храма в Фивах сохранились рельефы с надписями, где показана экспедиция в Пунт, направленная в 1517 году до н. э. царицей Хатшепсут. Суда посетили остров Сокотра, пересекли Аденский залив и, двигаясь на северо-восток вдоль аравийского берега, дошли до островов Курия и   Мурия у 17°30' с. ш. Предполагается, что египтяне в начале III тыс. до н. э. стали выходить и в Средиземное море, ведя торговлю со страной Рутену (Эбла — Палестина и Сирия) и населением Эгейских островов. Первое плавание по Средиземному морю отмечено в Египте при фараоне Снофру (начало XXVII в. до н. э.). Из переднеазиатских портовых городов в Египет постоянно доставлялся ливанский кедр, который был более качественным строительным материалом, чем деревья, растущие вдоль Нила. В середине XXVI в. до н. э. фараон Сахура отправил экспедицию в Эблу. За 4 дня она прошла путь 550 км вдоль берега до порта Библос, а затем вернулась назад, привезя оливковое масло, вина и ливанских медведей. Морским путем осуществлялась и переброска войск. Египетский военачальник и судостроитель Уна составил первый в истории мореплавания отчет об одной карательной экспедиции в Северную Палестину. 

Археологические раскопки 1975 г. показали, что в XXV—XXIII вв. до н. э. на территории Северной Сирии и Ливана существовало могущественное государство со столицей в г. Эбла — крупнейшем торговом центре Передней Азии. Эблаиты овладели Библосом и совершали оттуда на кораблях — „библосцах" (длина более 50 м) плавания вдоль побережья Передней Азии. Предполагают, что они по „островному мосту" Родос — Карпатос достигли Крита, т.е. стали первооткрывателями материка Европа.

 К началу III тыс. до н.э. шумеры имели тесные торговые связи со страной Мелухха, находившейся в долине реки Инд, они осуществлялись морем по Персидскому и Оманскому заливам и вдоль берегов Аравийского моря. В это же время отличными моряками считались хараппанцы — народ, живший в бассейне реки Инд. Путешественники и торговцы, они первые освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу, в широтном направлении — в зоне периодической смены ветров, дующих перпендикулярно берегу, т. е., по сути, они открыли Индийский океан от устья Инда на запад на протяжении 1500 км. Можно предполагать что они продвинулись и дальше, до южной оконечности полуострова Индостан, и к югу от него открыли остров Ланку (Шри-Ланка). Интересен факт, что для навигационных целей хараппанцы использовали специально тренированных птиц и имели четкое представление о муссонах. 

В VII в. до н. э. древние индийцы открыли Южно-Китайское море, изучив более 6500 км побережья. В конце I тыс. до н. э. они обладали огромным флотом, освоили кораблевождение и с полуострова Индостан по островному мосту в Малаккском проливе переправились на Суматру — крупнейший на земле архипелаг, затем на острова Ява и Лусон в Филиппинском архипелаге. Малайцы, ещё более превосходные моряки, доходили в своих плаваниях до Новой Гвинеи. В XVI—XV вв. до н. э. критяне, открыв узкий пролив Геллеспонт (Дарданеллы). проникли в Пропонтиду (Мраморное море), а затем, через еще более узкий Босфор,— в Понт (Черное море). Колонизация греками Черноморского побережья началась позднее, в VIII в. до н. э. 

Ок. 517 г. до н. э. персидский царь Дарий организовал экспедицию под командованием грека Скилака Кариандского, морехода и военачальника. Нужно было выяснить, существует ли прямое морское сообщение между западной и восточной окраинами Персидской империи. Суда, способные выдержать морское плавание, спустились по реке Кабул до Инда. Обследовав почти  1500 км Инда до устья, Скилак вышел в Аравийское море, прошел вдоль берегов Азии и Аравии 7500 км и в 514 г. до н. э. достиг Суэцкого залива (на Суэцком перешейке обнаружена наскальная надпись, рассказывающая об этом плавании, высеченная по приказу Дария). Именно Скилак (по Геродоту) доставил первые точные известия об Индии. По указанию Дария исследовано также Каспийское море и даны верные сведения о том, что это — замкнутый водоем. Однако еще до II в. н. э. античные географы полагали, что оно сообщается либо с Азовским и Черным морями, либо с Северным Ледовитым океаном По приказу Дария было обследовано также юго-восточное, побережье Европы по Средиземному морю от Босфора до залива Таранто (Южная Италия) на протяжении почти 3000 км. 

Особую роль в открытии и освоении морских путей сыграли финикийцы. Во II тыс. до н. э. Финикия являлась торговым посредником между Египтом и Вавилонией и подчинялась то той, то другой стране, добывая им рабов, металл и прочее. Они строили большие гребные суда со шпангоутами, килем и сплошной палубой, из волокон конопли плели канаты, обладавшие большой прочностью. При попутном ветре корабли могли ходить под парусами (их шили из плотной пурпурной ткани). Гребцами были рабы. Считается, что именно финикийцы полностью исследовали Средиземное море. В XV в. до н. э. они начали посещать Крит, двигаясь на запад, открыли центральный бассейн Средиземного моря, от островов Эгейского моря перешли к южным берегам Балканского полуострова, достигли Эгейского и Верхнего (Адриатического) моря, открыли острова Сицилия и Мелита (Мальта), затем двинулись на запад вдоль берегов Северо-Западной Африки и дошли до Столбов Мелькарта (Гибралтарского пролива), впервые получив данные о протяженности Средиземного моря— 3700 км. Двигаясь вдоль берегов Африки, финикийцы открыли устья многих рек, тщательно изучили побережье и наметили места будущих поселений, в частности, здесь, на берегу Тунисского залива, был заложен Карфаген (825 г. до н. э.).

Финикийцы первыми вышли в Атлантический океан, на западном африканском побережье в XII—XI вв. до н. э. основали 2 колонии: Танчик (Танжер) и Лике (Лараш). Таким образом они хотели закрепиться на важнейших торговых путях и осуществлять их охрану, а кроме того, по свидетельству римского историка I в. до н. э. Гая Саллюстия, пустить здесь корни „...одни ради уменьшения населения на родине, а другие из жажды власти". Затем была колонизирована часть Пиренейского полуострова. Имеются сведения, что они совершали походы и до берегов Англии, вывозя оттуда олово. 

Финикийцы строили корабли для своих соседей, владевших берегами Красного моря и Персидского залива, поступали к ним на службу, участвовали в экспедициях: в Пунт—для египтян, в страну Офир—для израильско-иудейского царя Соломона и др. Как рассказывает Геродот, в 609 г. до н. э. египетский царь Нехо II послал финикийцев на кораблях исследовать берега Африки. Они вышли из Красного моря, поплыли вдоль берега по Южному (Индийскому) океану Осенью приставали к берегу, обрабатывали землю, дожидались сбора урожая и плыли дальше. Таким образом они обогнули Африку и через Гибралтарский пролив на 3-й год вернулись назад, доказав впервые, что Африка окружена морем. 

Карфагенцы, морские преемники финикийцев, исследовали африканские берега, двигаясь на юго-восток от Гибралтарского пролива (ок. 500 г. до н.э.). Известна колониальная   экспедиция   Ганнона — мореплавателя, который повел флотилию из 60 50-весельных судов с 30 тыс. колонистов на борту. Поселения создавались на всем пути следования флотилии, и так она дошла до залива Камерун (где с судов видели извержение вулкана), а затем вернулась назад. В конце V в. до н. э. Карфагеном была установлена блокада Гибралтара. 

Древние греки в IX в до н. э. научились у финикийцев строить отличные для того времени суда. В VIII— VI вв. до н. э. они совершали походы по Средиземному морю и основали поселения на его западных берегах, в Италии, на берегах Малой Азии, на северном побережье Черного моря. Грандиозным для того времени было плавание грека Пифея, описавшего его в книге „Об океане", в IV в. до н. э. 

Выдающимся было плавание из Индии в Месопотамию в 325—324 гг. до н. э. 800 кораблей Александра Македонского под начальством Неарха, которые прошли путь от устья Инда до устья Евфрата вдоль берегов Индии и Персии. Имеются сведения о плавании римских торговых судов в Индию. О высоком мастерстве римских судостроителей в I в. н. э. свидетельствует флот озера Неми. Сделанные во время плаваний географические открытия позволили античным географам прийти к выводу о шарообразности Земли и разработать теорию единства Мирового океана. Тогда же возникла гипотеза о существовании Южного материка. Это были величайшие достижения античной географии.

 

Designed by Khroni G. ghroni@mail.ru