История кораблестроения
Главная страница

История  корабля 

История кораблестроения
- Древний Египет
- Древняя Финикия
- Древняя Греция
- Древний Рим и Византия
- Викинги
- Сев. Европа XII-XIV вв
- XV-XVI вв
- XVII-XIX вв
- Корабельные украшения

Морские даты

Устройство корабля

Это интересно знать

Контакты

 

 

 

 

Северная Европа XII - XIV веков

 

В Северной Европе в это время строят в основном когги – торговые суда с круглым корпусом и обшивкой внакрой, с одной мачтой несущей парус. Бак и квартердек этих судов использовались как боевые площадки, где располагались воины для защиты от пиратов. 

Ганзейский когг, 1470 г.На морских путях Средиземноморья господствует Венеция, Генуя и Пиза, создавшие крупные торговые флоты, возможно, старейшие в мире. Известно, что эти могущественные республики сдавали торговые суда в аренду многим странам. Так, например, король Франции Людовик IX в 1268 г. арендовал целый флот для проведения крестового похода.

Ганзейский когг

Рис. 9. Ганзейский когг, 1470 г. Теоретический чертеж ганзейского когга (наибольшая длина - 28,80 м, наибольшая ширина - 8 м).

На средиземноморских судах впервые появился руль, прикреп­ленный к ахтерштевню. Вследствие этого пришлось уменьшить высоту квартердека, а румпель, с помощью которого и управляли рулем, пропустить через отверстие в корме. На изображениях северных судов этого периода видны только высокая корма и боковые рули. Позднее и здесь стали применять кормовой руль. Для Ганзейский трехмачтовый когг управления им при высоком квартердеке на румпель поставили рычаг, поворачивающийся в поперечной плоскости, — колдершток. Это устройство до настоящего времени используют на некоторых небольших норвежских судах. Очевидно, для больших судов оно мало действенно.

Норманское судно, 1100 г.В XIII в. происходит сближение судостроительной техники Северной и Южной Европы. Началось оно после вторжения пиратов из Байонны в Средиземное море на коггах (рис. 18, 19). После этого ряд особенностей их постройки был перенят генуэзцами, венецианцами и каталонцами. Наступивший XIV век для судостроения оказался чрезвычайно плодотворным.

Рис. 10. Норманское судно, 1100 г. Теоретический чертеж (наибольшая длина - 26,50 м, наибольшая ширина - 7,30 м).

Необходимость быстро и безопасно перевозить огромные массы грузов послужила причиной появления больших парусных судов. Дальнейшему совершенствованию их способствовало изобретение огнестрельного оружия. Так, начинают строить суда с типично круглым корпусом, которые могли перевозить значительные грузы Они были достаточно крепкими, чтобы противостоять орудийному огню. В дальнейшем корпус и палубу судов делают еще более прочными и на них устанавливают артиллерию.

Парусное вооружение судов было улучшено благодаря введению маленькой фок-мачты. Это новшество быстро нашло признание у судостроителей на севере. Позднее стали устанавливать и третью мачту на корме — бизань-мачту, которую часто вооружали латинским парусом. Установка бизань-мачты позволила уменьшить давление воды на руль, возникающее при уваливании судна под действием носового паруса. Благодаря такому вооружению судно становится более маневренным. Так как носовой и кормовой паруса были небольшими, основным парусом продолжал оставаться грот на грот-мачте. На топах мачт устанавливали большие площадки — марсы, предназначенные для размещения стрелков из лука, арбалета, а позднее и огнестрельного оружия. Чтобы облегчить управление судном, была улучшена проводка стоячего и бегучего такелажа, ванты снабжены выбленками, впервые появившимися на севере. Большие суда теперь строят с тремя и даже четырьмя мачтами с прямыми парусами, малые—с латинскими. Военные суда — галеры — вооружали латинскими парусами.

 

Designed by Khroni G. ghroni@mail.ru