История кораблестроения
Главная страница

История  корабля 

История кораблестроения
- Древний Египет
- Древняя Финикия
- Древняя Греция
- Древний Рим и Византия
- Викинги
- Сев. Европа XII-XIV вв
- XV-XVI вв
- XVII-XIX вв
- Корабельные украшения

Морские даты

Устройство корабля

Это интересно знать

Контаткты

 

 

 

 

 XV - XVI века

 

Фламандская караккаВ первой половине XV в. крупнейшим грузовым судном была каракка, возможно, португальского происхождения. Она имела несколько продольных креплений, высокий бак, а на квартердеке—две палубы или более; по водоизмещению превосходила ранее существовавшие суда. Наибольшие из каракк, очевидно, достигали 2000 т. Они были хорошо вооружены: имели 30—40 пушек. Суда несли три мачты: в середине грот-мачту с большим реем и прямым  парусом, состоящим из двух половин, в носу — фок-мачту тоже с прямым парусом, в корме — бизань-мачту с латинским парусом и на баке — бушприт.

В XV и XVI вв. на парусных судах вследствие увеличения их размеров Венецианская каракка появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном и ра­боту с парусами на волнении.

С этого времени на морях доминирует большое парусное судно, вооруженное артиллерией различного калибра, в конструкции которого нашел отражение опыт судостроения в "Санта-Мария" Средиземноморье и Атлантике. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2 : 1 до 2,5 : 1. Благодаря этому улучшились мореходные качества судна, что позволило совершать дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света. Так, суда, на которых плавали Колумб и Магеллан, были рядовыми, их выбирали без особой тщательности.

Рис. 11. "Санта-Мария" - судно Христофора Колумба, 1492 г.

Уже упоминалось, что четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не было: типичным военным судном в течение веков была лишь гребная галера. Венецианская одномачтовая галера Венецианская галера  достигала в длину от 40 до 50 м, в ширину — 5 м и от киля до палубы—около 1,8 м. На каждой стороне галеры размещалось от 26 до 30 банок, установленных под углом к борту. На банке находилось по три гребца, каждый из которых имел свое весло. В XV в. банки располагали вертикально друг над другом и на каждое весло сажали от трех до шести гребцов.   Весла устанавливали на возвышавшейся над бортом балке — постице, лежавшей на поперечных балках — бакалярах. На постицу ставили  фальшборт для защиты гребцов от вражеских выстрелов. Щиты первоначально ставили вертикально вдоль планширя. Позднее они были заменены деревянным закрытием с Венецианская галера маленькими прорезями для прохода весел.

Рис. 12. Венецианская галера, 1300 г. Теоретический чертеж венецианской галеры (наибольшая длина - 48 м, наибольшая ширина - 6,80 м).

Палуба галеры делилась поперечными досками — мужлунами — на три части: нос, среднюю часть и корму. На носу находилась большая платформа, края которой у бортов повышались. На них размещались солдаты при подготовке к бою. в задней части кормы находилось кормовое помещение — “беседка”, боковые стенки которой венецианцы пышно украшали. Над ней возвышался балдахин, обычно изготовляемый из дорогих тканей. Средняя часть, в которой располагались гребцы, делилась на две половины продольным переходом — куршеей, по которой обычно ходили надсмотрщики — комит и подкомиты. Нос галеры переходил в длинный таран, возвышавшийся над ватерлинией.

Обычно на галерах было две мачты; фок-мачта на носовой платформе и грот-мачта -— на расстоянии 1/3  длины галеры, считая от носа. Обе мачты несли латинские паруса.

Техника боя не отличалась от применявшейся в античное время: галера шла на вражеское судно, обстреливая его из орудий. Как только таран вонзался в надводную часть судна противника, солдаты бросались на абордаж.

На галерах, как и на дромонах, имелись катапульты и другие метательные машины, воины были вооружены “греческим огнем”, стрелами, а позднее и огнестрельным оружием. Затем на смену этому вооружению пришла артиллерия. В носовой части под возвышением палубы, обычно в середине, на куршее, стояла тяжелая пушка, называвшаяся куршейной, и по два небольших орудия по бокам от нее.

Различали две группы галер: галеры- зензили — узкие, быстрые и маневренные и бастард-галеры — более широкие с круглой кормой, менее быстрые и маневренные. Последние, если их использовали для перевозки товаров, назы­вали торговыми.

От галер произошли очень быстрая фуста с 18—22 банками для гребцов по каждому борту, галиота с 14—20 банками, бригантина с 8—12 банками, саета (легкий фрегат, на основе которого  позднее возникло торговое судно с тремя мачтами) с прямым парусом на фок-мачте и латинскими парусами на грот- и бизань-мачтах и, наконец, фрегат с 6—20 банками. Приведенные названия впоследствии были использованы для обозначений судов совершенно других типов.

Венецианский галеасБольшие размеры, чем галеры, имели галеасы. Их длина доходила до 70 м. Они несли три мачты и имели по 32 банки с каж­дого борта под палубой. На палубе размещалась артиллерия. Вообще, мореходные качества галеры оставляли желать лучшего, поэтому плавания на них были небезопасны даже в Средиземном море, а тем более в Атлантике. Большие трудности представляла работа с большими парусами. Преимущества галер проявлялись при тихой погоде, когда судам удавалось развивать сравнительно большую скорость. Поэтому, а возможно, и вследствие многолет­ней традиции, галеры не исчезли даже тогда, когда хорошо вооруженные суда полностью доказали свое преимущество. Так, еще в XVIII в. почти все морские державы продолжали пополнять свой флот галерами и галеасами.

В середине XVI в. термин “каракка” выходит из употребления. Большое парусное судно с тремя или четырьмя мачтами называют просто судном. Наиболее знаменито судно Генриха VIII “Генри Грейс е'Дью”, сокращенно “Гарри” или “Грейт Гарри”, как стали называть его еще на верфи. Это судно водоизмещением 1000 т, по-видимому, еще имело обшивку внакрой. Доски обшивки крепились при помощи деревянных штырей — нагелей. Судно было вооружено 195 орудиями и имело 900 человек команды. Оно несло четыре мачты со стеньгами; на кормовой мачте была только одна стеньга. 

На севере Европы в XVI в. появляется новый тип судна, похожий на галеас, — пинас. Это судно водоизмещением от 150 до 800 т имело три мачты, из которых только на грот-мачте были марсели. К этому же типу судов относится и появившийся в середине XVI в. галион. Галион — военное судно португальского происхождения. Первое упоминание о нем относится к 1535 г. В дальнейшем галион становится основой флотов испанцев и англичан.

Английский галион "Голден Хинд"Вооруженный, как большое парусное судно того времени, галион имел сравнительно острый корпус, длина которого по килю равнялась тройной ширине. Именно на нем впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных палуб; орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Отсутствие высоких надстроек и длинный корпус позволял галиону ходить быстрее и круче к ветру, чем “круглым” судам. Водоизмещение крупнейших испанских галионов 1580—1590 гг. равнялось 1000 т, длина — 50 м (37 м по килю) и ширина — 12 м. 

 

Designed by Khroni G. ghroni@mail.ru