Морские памятные даты
Главная страница

История корабля

История кораблестроения

Морские памятные даты

- Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII веках;

- 1696-1800;

- 1801-1900.

 

Устройство корабля

Это интересно знать

Контакты

 

Морская история России в датах.

Походы и плавания русских мореходов в IX-XVII веках.

 

      860 год, июнь. Морской поход на Константинополь (Стамбул).

Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у острова Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 200 (по другим данным на 360) лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18-25.06) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезное, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которого был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.

 

907 год. Морской поход киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Черном ) море.

Летопись рассказывает, как "иде Олег на Грекы", взяв с собой союзников - "множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и на кораблях" "приде к Царюграду". Когда греки преградили путь по Босфору, Олег велел поставить лодки на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир.

Из текста договора, заключенного с Византией 2.9.911 года, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

 

1240 год, 15 июля. Невская битва.

Воспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Пскова и Новгорода. В июле 1240 года шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников - норвежцев и финов) под началом ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и город Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути "из Варяг в Греки".

Старшина Ижорской земли Пельгусий, несший «стражу морскую» на острове Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич  с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах.

Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским. Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского залива и выход в Балтийское море.

На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь, куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России.

 

1349 год, август. Освобождение новгородско-псковскими войсками крепости Орешек (Шлиссельбург - Петрокрепость), захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса.

После осады, начатой осенью 1348 года, новгородцы скрытно прошли на судах по реке Волхов в Ладожское озеро, внезапно напали на шведские корабли, стоявшие у крепости, и разбили их, затем окружили крепость и взяли ее штурмом. Магнус с остатками войск бежал в Швецию. После этого поражения шведские феодалы длительное время не нападали на русские земли.

 

1545 год, 13 октября. Взятие казаками турецкой крепости Очаков.

Борьбу за свободный выход в Черное море казаки начали еще в конце XV веке Сохранились письменные свидетельства об их боях и походах с 1492 года.

В октябре 1545 года украинские казаки, выйдя в море на 32 чайках, подошли к крепости Очаков и захватили ее. В походе участвовали казаки из Киева, Брацлава и Черкасс под «старшинством» Исачка из Брацлава, Карпа Мосла, Ивана Держко.

В дальнейшем казаки отвоевали у татар и турок земли, которые с незапамятных времен были освоены славянами. Особенно активно действовали запорожские и донские казаки в конце XVI и в XVII веках.

 

1570 год. Создание флотилии на Балтийском море.

Царь Иван IV Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карсте-ном Роде. Первое судно было вооружено в городе Аренсбург (Кингисепп) на острове Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия перебазировалась на датский остров Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.

 

1648 год, 20 сентября. Открытие С.И. Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки (Берингова пролива).

Еще в XVI веке русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В 1601-02 годах помор Шубин прошел морем из Северной Двины через пролив Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан город Мангазея. Помор Лука в начале XVII века на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к полуостроову Таймыр.

В 1610-40 годах русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск. В 1641-44 годах казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг реки Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций. В этом походе участвовал С. И. Дежнёв.

Летом 1646 года Дежнёв вместе с Ф. А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к реке Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647 году) также оказалась безуспешной.

20 июня 1648 года из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек). Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом.

20 сентября 1648 года кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северо-восточной оконечности Азии - мыса Большой Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья реки Анадырь (на Олюторский полуостров). Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до реки Анадырь. После зимовки к весне 1649 года в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 года Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671годах  ездил в Москву с «государевой казной» — добытой моржовой костью и пушниной.

О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 году Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 году написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой».

В 1898 году по ходатайству Русского географического общества мыс Большой Чукотский Нос был переименован в мыс Дежнёва.

 

1653 год. Зарождение лоцманского дела в России.

Оживленная торговля с иностранцами потребовала создания лоцманской службы на Белом море. Крестьянину Ивану Хобарову царским указом было разрешено вводить в Архангельск и выводить из него «торговые разных земель корабли». Плата «корабельным вожам» за проводку судов была ничтожной, но с них не взимались торговые пошлины.

В конце XVII веке интенсивность судоходства настолько увеличилась, что «вожевой промысел» стал выгодным и правительство начало сдавать его с торгов на откуп. Получивший грамоту вносил оброк и имел право проводить корабли. В 1671 году плата за промысел составляла 10 рублей, а через пять лет достигла 92 рублей - суммы по тем временам огромной. В 1685 году откуп был запрещен, а в 1690 году «вожи» были переведены в ведение таможни. За ввод в порт взималось 2 рубля, а за вывод 6 рублей.

С весны 1704 года лоцманы были введены и в Санкт-Пе­тербурге. Они получали жалованье 6 рублей в год, по одному рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватера и оградительных знаков. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в ведение Адмиралтейств-коллегии и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов лоцманы производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности. Лоцманская служба стала государственной.

 

1656 год, 22 июля. Морской бой у острова Котлин.

Во время русско-шведской войны 1656—61 годов за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII века, отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3 июня осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее но смог. Часть отряда 30 июня захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на остров Котлин.

22 июля в районе острова Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив 6-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на остров Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

 

1667 год, 14 ноября. Закладка первого русского военного корабля "Орел".

До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами.

После заключения соглашения с Персией (Ираном) о провозе персидского шелка-сырца через Россию на западноевропейские рынки царское правительство решило создать военную флотилию на Хвалынском (Каспийское) море для охраны судоходства. Из Голландии и других стран были приглашены корабельные мастера. Из «свободных людей» окрестных деревень было собрано 30 плотников, 4 кузнеца и 4 пушкаря. Главным организатором строительства судов был назначен боярин А. Л. Ордин-Нащокин - образованный и дальновидный государственный деятель, которому принадлежала инициатива создания флотилии. Его помощниками были Степан Петров и Яков Полуектов.

Строительство велось в селе Дединово на Оке. 14 ноября 1667года  был заложен морской двухпалубный трехмачтовый корабль «Орел». Одновременно строились яхта, вооруженный струг и 2 шлюпки. Лес доставлялся из Коломенского и Вяземского уездов, тульским и каширским заводам было приказано «давать железо самое доброе». Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль. «Орел» был спущен на воду 19 мая 1668 года (по другим данным 26 мая). Весной 1669 после ледохода «Орел» и другие суда вышли из села Дединово, а 31 августа прибыли в Астрахань.

Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в «Уставе морском...», что это «намерение отеческое... достойное оно есть вечного прославления: понеже... от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».

 

1669 год, май. Создание первого краткого Военно-Морского устава.

Капитаном первого русского военного корабля «Орел» Д. Бутлером были составлены «34 статьи артикульные» - «Корабельного строя письмо» для регламентации службы на корабле и действий в бою. Эти статьи были, по существу, первым русским корабельным уставом.

В мае 1696 года, отправляя только что построенный флот в первый боевой поход к Азову, Петр I объявил указ, содержавший инструкцию «О порядке морской службы». Она состояла из 15 статей, определявших обязанности флагманов и командиров по организации, управлению и использованию флота в бою и на переходе, и содержала условные сигналы для управления флотом.

В 1706 году был издан указ Петра I «О морских чинах, как переменятца», определивший сроки выслуги в воинских званиях. В апреле 1710 года указом Петра I был введен в действие первый в русском флоте печатный уставной документ «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту...», состоявший из 64 статей.

В годы Северной войны был издан ряд инструкций и указов по флоту. Они послужили основой для создания полного Морского устава (1720 год), работа над которым началась в 1715 году.

 

1688 год. Начало "биографии" ботика - "дедушки русского флота".

Весной в подмосковном селе Измайлово  в  амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу - царю Алексею Михайловичу. Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на реке Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Затем ботик был перевезен   на   Переславское (Плещеево) озеро.

Впоследствии ботик был возвращен в Москву, а в 1723 году перевезен в Санкт-Петербург. Желая отметить заслуги балтийского флота в Северной воине, Петр I распорядился устроить торжественный смотр кораблей флота. В смотре, проведенном на Кронштадтском рейде 11 августа 1723, участвовали 20 линейных кораблей и 1 фрегат. Командовал флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, его авангардом - адмирал К. И. Крюйс, а арьергардом - Петр I. На ботике, обходившем строй кораблей, которые салютовали из 1500 орудий, находились: на главном месте - Апраксин, на руле - Петр I, на веслах - вице-адмиралы П. И. Сиверс и Т. Гордон, контр-адмиралы Н. А. Сенявин и Т. Сандерс, баковым был вице-адмирал А. Д. Меншиков. На салют кораблей за канонира отвечал из четырех малых пушек обер-цейхмейстер К. Г. Отто.

30 августа 1723 года ботик участвовал в празднике годовщины мира со Швецией, после чего был поручен коменданту Петропавловской крепости «для вечного хранения». Впоследствии ботик участвовал в особо торжественных церемониях (в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга, 200-летия со дня рождения Петра I и других). Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

 

1688 год, август. Начало строительства "потешного" флота на Перславском (Плеещево) озере.

Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689 года. В ноябре 1691 года на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено. Летом 1692 года на воду было спущено несколько десятков кораблей. Самым крупным из них был 30-пушечный фрегат «Марс». В августе Петр I устроил совместные маневры Переславской флотилии и Бутырского полка. Летом 1693 года строительство кораблей было прекращено, а все корабельные мастера и плотники переведены в Архангельск.

Ныне бот «Фортуна» и детали кораблей Переславской флотилии хранятся в «Усадьбе «Ботик» - музее, открытом у Плещеева озера в 1803 году. Там же 17 августа 1852 был установлен памятник Петру I работы А. Кампиони. На памятнике высечены строки из указа императора переславским воеводам: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших...»

В истории Российского флота Плещеево озеро сыграло роль лаборатории военного кораблестроения, а Переславская флотилия явилась первым учебным отрядом.

 

1693 год, август. Основание Соломбальской казенной верфи.

В Архангельске, на Соломбальском острове, были заложены первые морские суда. Их постройкой заведовал архангельский воевода Ф. М. Апраксин. На верфи работали иностранные и русские мастера, рабочие, переведенные из Переславля-Залесского, и плотники-поморы. Первое торговое судно «Святой Павел» было заложено 18 сентября 1693 года и спущено на воду 20 мая 1694 года.

Военное судостроение на Соломбальской верфи началось с 1708 года в целях создания Беломорской флотилии. В 1710 году были спущены па воду три 32-пушечных фрегата, в 1712-13 годах - пять 54-пушечных кораблей. В 1711 году экипажмейстером на верфи был назначен Ф. А. Баженин - помор-судостроитель. До 1725 года было построено 126 судов 12 типов. К 1729 году Архангельск стал главным кораблестроительным центром. В 1734-1800 годах  здесь было построено 104 корабля (в основном 66-пу-шечных), 32 фрегата и 62 малых судна, в то время как в Санкт-Петербурге и Кронштадте всего 52 линейных корабля.

С 1800 строительство кораблей в Архангельске сократилось. В 1800-50 годах было построено лишь 48 линейных кораблей. Из-за недостатка лиственницы корабли строились из сосны, а детали делались из дуба. С появлением парового двигателя и винтового движителя строительство кораблей в Архангельске почти прекратилось (в 1851-60 годах построено 9 клиперов и фрегатов). С переходом на строительство железных кораблей судостроительные верфи были упразднены (5 марта 1862 года).

 

1694 год, 20 мая. Начало строительства торговых судов на севере России.

В этот день в Архангельске было спущено на воду торговое судно «Святой Павел» (длина около 26 м. ширина 6,6 м, осадка 2,7 м), заложенное Петром I в 1693 году на Соломбальской верфи. Летом 1694 года Петр отправил это судно под русским государственным флагом в первое дальнее плавание в Голландию с казенным товаром (поташем, смолой, хлебом и лесом).

В 1701 году было построено еще 6 судов (длина 38 м, осадка 3-3.6 м). Это были трехпалубные трехмачтовые суда, имевшие от 8 до 34 шестифунтовых орудии. Пушки и железо доставлялись в Архангельск из Великого Устюга и Белозерска, лес сплавлялся по Северной Двине.

Общее наблюдение за постройкой купеческих судов до 1701 года возлагалось на воеводу, а затем на Адмиралтейский приказ и экипажмейстеров порта. Команды судов готовились так. Сначала на уходящих за границу с казенным товаром русских судах посылались по три-четыре русских матроса (при экипаже 30-40 человек) для «опознания морского хода, корабельной оснастки и немецкого языка». Затем русские суда давались на откуп иностранным шкиперам с обязательством иметь весь экипаж русский. Со временем на суда стали назначать русских шкиперов. К 1718 году насчитывалось 13 русских торговых судов, вчетверо возросла и численность приходивших в Архангельск иностранных судов (в 1700 году - 64, в 1716 году - 233).

 

1696 год, 3 мая. Начало второго Азовского похода.

Второй Азовский поход был продолжением борьбы России за выход в Азовское и Черное моря. После неудачного первого похода летом 1695 года стало ясно, что без поддержки с моря взять турецкую крепость Азов, закрывавшую выход в Азовское море, невозможно. По­этому после указа об организации второго похода 27 ноября 1695 года, несмотря на отсутствие верфей, кораблестроителей и моряков, началось строительство флота. Корабли строились в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске. Для заготовки леса и постройки судов на верфи было мобилизовано до 26 тыс. человек. Экипажи кораблей комплектовались солдатами Преображенского и Семеновского полков и новобранцами (4 тыс. человек), которые использовались в качестве гребцов.

К началу второго похода в состав Азовского флота входили 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Адмиралом флота был назначен Ф. Я. Лефорт. С 3 по 24 мая из Воронежа к Азову отправились 4 отряда галер (23 галеры, 4 брандера). Первым отрядом, прибывшим к Азову 15 мая, и флотом в целом командовал Петр I, который во время плавания готовил экипажи судов к совместным действиям с армией. 27 мая русские гребные суда заблокировали Азов с моря. 28 мая армия под командованием воеводы А. С. Шеина (75 тыс. человек) начала осаду крепости с суши.

14 июня с моря подошла сильная турецкая эскадра (6 линейных кораблей, 17 галер с 4-тыс. войском на борту). После небольших столкновений в устье Дона турки решили послать в крепость подкрепление, но, как только русская флотилия стала сниматься с якорей для атаки, турецкие суда с десантом отошли, не приняв боя. Несмотря на значительное превосходство в силах турки не решились атаковать русскую флотилию занимавшую сильную позицию, опиравшуюся на береговые укрепления. 24 июня турецкая эскадра ушла.

18 июля оставшийся без поддержки с моря гарнизон  Азова, не выдержав штурма, капитулировал. На следующий день русские войска торжественно вступили в город Так была одержана первая крупная совместная победа русской армии и флота.

Взятие Азова укрепило положение России на Азовском море, ускорило заключение с Турцией Константинопольского мирного договора (3 июля  1700 года), по которому Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству, получала Азов с прилегающими землями и свободу плавания по Азовскому морю. В 1698 году была основана крепость Таганрог, а в 1702 году заложены Павловская и Черепахинская крепости у входа в Миусский лиман.


Designed by Khroni G. ghroni@mail.ru